Узбекский Кинематограф СССР

Али Хамраев

Али ХамраевАли Иргашевич Хамраев родился в 1937 году в Ташкенте. Окончил режиссерский факультет ВГИК. С 1961 года работал режиссером-постановщиком киностудии «Узбекфильм». Секретарь правления Союза кинематографистов Узбекистана.
Поставил более десяти художественных фильмов: «Маленькие истории о детях» (1961), «Любит - не любит» («Таджикфильм», 1962), «Ер-ер» («Где ты, моя Зульфия?», 1964), «Белые, белые аисты» (1966), «Красные пески» (совместно с Акмалем Акбарходжаевым, 1967), «Диларам» (первый узбекский фильм-опера, 1968), «Чрезвычайный комиссар» (1970), «Без страха» (1971), «Седьмая пуля» (1972), «Поклонник» (1973), «Человек уходит за птицами» (1975), «Женщина из Мевазара» (1977), «Невеста из Вуадиля».
Его фильм «Человек уходит за птицами» удостоен второй премии и приза «Серебряный павлин» за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Дели (1977). Снял документальные ленты «Салом, «Бахор»!», «Ленин и Туркестан», «Ленин и Узбекистан», «Подвиг Ташкента», «Решения съезда в жизнь» и другие.
За создание фильма «Чрезвычайный комиссар» удостоен Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы (1971).
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР.

Май 2015

Али Хамраев 2015

Узбекский режиссер и сценарист Али Хамраев получил награду в Кыргызстане.


Одну из наград кинопремии «Ак илбирс-2015» (Кыргызстан) вручили заслуженному деятелю искусств Узбекистана Али Хамраеву.
Первую в истории кинопремии награду в номинации «За вклад в мировой кинематограф» получил заслуженный деятель искусств Узбекистана, режиссер и сценарист Али Хамраев.
Он обладатель приза лучшего режиссера МКФ в Нью-Дели (Индия, 1977), Гран-при МКФ в Сан-Ремо (Италия, 1980).

Ноябрь 2014
Али Хамраев 2014В мемориальном музее М. Ашрафи состоялась встреча ташкентских любителей кино с известным режиссером, продюсером и сценаристом, заслуженным деятелем искусств Узбекистана, лауреатом Государственной премии республики, призером международных кинофестивалей Али Эргашевичем Хамраевым.
Его творческий путь в кинематографе длиною в пять десятков лет берет начало на «Узбекфильме». На разных студиях мира он снял более 30 игровых и около 40 документальных картин.

Наш корреспондент встретился с А.Э. Хамраевым.
– Али Эргашевич, известно, что Вы много лет живете и работаете в Сан-Ремо (Италия), читали лекции во ВГИКе, но при всей своей занятости не забываете Узбекистан. А что на этот раз привело Вас на родину?
− Где бы я не находился, всегда чувствую себе частицей родного края, где прошло мое детство, юность и взросление. А вкус узбекской лепешки и плова для меня лучше самых изысканных яств. В какой бы стране я не работал, всегда подчеркиваю, что я родом из Узбекистана и до конца своих дней останусь узбекским режиссером.
В этот раз я приехал, чтобы познакомить жителей Каракалпакии с документальной лентой про их земляка Игоря Витальевича Савицкого − художника, реставратора, этнографа, искусствоведа, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, народного художника Каракалпакстана, создателя и первого директора Государственного музея искусств в Нукусе («среднеазиатского Третьякова»). Его столетие будет отмечаться в следующем году. Над фильмом я работал в течение двух последних лет, практически он готов и я надеюсь, что в скором времени выйдет на широкий экран.
− Два года назад ташкентцы познакомились с документальным фильмом «Танец ценою в жизнь» о прославленной балерине, народной артистке СССР и Узбекистана, главном балетмейстере ГАБТ им. А.Навои, лауреате государственных и международных премий Галие Измайловой. И некоторые критики успели «воткнуть» не один шип в Ваш творческий букет. Так как Вы слывете режиссером бескомпромиссным, не произойдет ли это с фильмом о И. В. Савицком?
− Я был на премьере фильма о Галие Измайловой, с которой был дружен при ее жизни. Рад, что фильм был замечен, но, к сожалению, некоторые зрители были сильно шокированы, увидев неожиданно для себя, на экране немощную, престарелую женщину, разменявшую девятый десяток лет. Однако, как настоящий кинодокументалист, считаю, что поклонники балета не должны забывать своих кумиров, которые, благодаря таланту, данному им Богом, всю свою сознательную жизнь посвятили большому искусству, не терпящему суеты и забирающему человека целиком. Этот путь тернист и долог, и не каждому дано достойно преодолеть его. Мой документальный фильм - это своеобразный гимн силе таланта и человеческого духа.
В этом смысле и И.В. Савицкий был необыкновенным человеком и талантливым художником, бессребреником, сделавшим много полезного для популяризации изобразительного искусства среди жителей Каракалпакии. И я надеюсь, что моя новая документальная работа - «Страсть Игоря Савицкого» - тронет сердца поклонников живописи и привлечет внимание к музеям изобразительного искусства, хранящим много раритетов и талантливых работ, созданных нашими современниками.
− Что повлияло на Ваш выбор профессии?
− Вообще-то, выбора не было. Я с самого детства был тесно связан с кинематографом, потому что на узбекской киностудии работали мои родители: отец − сценарист и актер, мама – диспетчер. А так как мы жили недалеко от «Узбекфильма», то у нас дома частенько бывали известные актеры и режиссеры, операторы, сценаристы и композиторы, которые обсуждали вместе с родителями новые картины.
В годы Второй мировой войны на Ташкентской киностудии продолжали свою работу ведущие мастера советского кино: братья Васильевы, А. Зархи, И. Хейфиц, М. Ромм, Я. Протазанов, поставивший свой последний фильм - комедию «Насреддин в Бухаре».
Еще мальчишкой я познакомился с легендарными Марком Бернесом и Борисом Андреевым, снимавшимися в фильме Л. Лукова «Два бойца». Но моим кумиром навсегда остался Чарли Чаплин из американского немого фильма «Огни большого города».
Мой отец ушел на фронт в 1941 г. и с той кровопролитной и жестокой войны не вернулся. Вот тогда я решил, что непременно стану режиссером и сниму художественный фильм о нем и его погибших однополчанах. После окончания школы поехал учиться во ВГИК и попал в мастерскую замечательных режиссеров Г. Рошаля и Ю. Геники, благодаря которым расширил свой кругозор и получил фундаментальные знания. Впоследствии я постарался обогащать свои картины не только восточной изобразительной и песенной культурой, впитанной мной с детства, но и мировой, делая кинофильмы понятными для зрителей всех континентов.
К сожалению, мне не сразу удалось выполнить обещание, данное в юности, но как-то я рассказал известному режиссеру Андрею Тарковскому о своей мечте снять фильм про отца, могилу которого нашел только в 1973 г. под Вязьмой. Он пообещал помочь мне, взяв с меня слово, что воплощу мечту в жизнь. В 1985 году, несмотря на препоны со стороны начальства, я снял художественный фильм «Я тебя помню», посвященный отцу и всем воинам, отдавшим свою жизнь за мир на земле. Цензоры пытались многое вырезать из киноленты, но я до конца боролся за каждый эпизод. С годами у нас сложилась традиция: всей семьей в праздник Победы приезжать в Вязьму на могилу отца.
− Многие Ваши фильмы о любви, о трогательных человеческих отношениях, но какой из них Вам сегодня наиболее дорог?
− Сложно ответить на этот вопрос, потому что все мои фильмы - это мои дети. И каждый, начиная с дипломного «Маленькие дети, которые…» (1961 г.), а затем «Где ты, моя Зульфия?», «Любит не любит», «Белые-белые аисты», «Дилором», «Невеста из Вуадиля» и другие - появлялись на свет благодаря участию в них замечательных соавторов: операторов Ю. Клименко, Д. Фатхулина, А. Антипенко, Х. Файзиева, художника Э. Калантарова, композиторов Р. Вильданова и Э. Артемьева. Был в моей биографии и настоящий героико-приключенческий боевик, «Седьмая пуля» (1971 г.), получивший широкий отклик у зрительской аудитории.
Особняком стоит фильм «Бо Ба Бу», снятый по известной библейской легенде «Не желай жены ближнего твоего». В нем рассказывается про двух живущих в пустыне пастухов - отца и сына, которые вдруг находят в песках заблудившуюся и умирающую от жажды белую женщину. Сценарий состоял из 13 страниц текста и мало кто верил в успех. Хотя я и объяснил продюсеру, что буду снимать картину без диалогов, так как белой женщине не о чем говорить с молчаливыми восточными людьми, которые обо всем уже переговорили в жизни. Совместный с Италией, Францией, Узбекистаном художественный фильм «Бо Ба Бу» появился в прокате в 1998 г., участвовал во многих фестивалях и был очень высоко оценен критикой.
− Кто для Вас является авторитетом в профессии?
− В первую очередь, это Чарли Чаплин, с которым я «познакомился» в восемь лет, а так же Акира Куросава, Андрей Тарковский, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Ингмар Бергман, Альфред Хичкок, Джон Форд, Стивен Спилберг, Сергей Параджанов.
− Известно, что профессия режиссера полна неожиданностей, и Вы это прочувствовали на себе. На протяжении некоторого времени Вы, с известным режиссером Сергеем Соловьевым, вели курс во ВГИКе. На Ваш взгляд, много ли будущих режиссеров готовы полностью посвятить свою жизнь кино?
− Преподавание мое было недолгим, мне больше нравится не учить, а снимать кино самому. Но пресловутая рыночная экономика сделала свое дело и сегодня не все умные и талантливые ребята имеют возможность целиком посвятить себя нашей сложной профессии без наличия богатых спонсоров. А в другие варианты они просто не верят… Но, увы, спонсоров, на всех не хватает, поэтому я учил их начинать работу в киноиндустрии с малобюджетных фильмов, а без веры творить не получится. Я им говорил, - что ничего не имею против коммерческого кино, но, если кто-то из студентов захочет в будущем заниматься этим видом «искусства», то нужно идти не в мастерскую Соловьева - Хамраева, а к другим мастерам. Но они не дадут знаний о большом искусстве. А без искусства с большой буквы погибают целые народы, и происходит это незаметно. Когда-то мы были самой читающей страной в мире. Сейчас молодое поколение не может назвать даже имен наших классиков. Я верю, что пройдет еще немного времени, и вновь появится интерес к великим писателям - Чехову, Достоевскому, Толстому, к настоящему искусству.
− Во всем мире снимается много телесериалов, но Вас в титрах не видно. Это Ваша позиция?
− Мои друзья в Америке говорили, что у них полтора миллиона домохозяек пишут сериалы, а режиссеры снимают. Я как-то тоже поддался моде, сняв на НТВ восьмисерийный фильм «Место под солнцем» с одной красивой актрисой и… пожалел, поняв, что это не мое.
− Как Вам живется в Италии?
− Когда есть любимая работа, то жизнь складывается совсем неплохо. Меня в Италию с семьей пригласил режиссер Микеланджело Антониони, с которым я познакомился в 1976 г. на Международном ташкентском кинофестивале. В то время он со сценаристом Тонино Гуэррой искал натуру для своего проекта «Бумажный змей» и по просьбе руководства я им показывал Узбекистан.
Узнав, что я тоже кинорежиссер, Антониони захотел посмотреть мои фильмы, среди них были «Человек уходит за птицами» и «Без страха», который ему особенно понравился и маэстро заметил, что «Человек уходит за птицами», могут снять и другие режиссеры, а фильм «Без страха» никто не сделает - это мой путь. Потом мы стали встречаться, и он, узнав, что я мечтаю о картине про Амира Темура, помог все уладить с продюсером и киностудией, но, к сожалению, по ряду причин фильм о нашем великом предке пока не получился.
− Али Эргашевич, в Вашей творческой жизни было немало успехов и недопонимания. Но Вы всегда заражали всех оптимизмом. А что еще ждет поклонников Вашего таланта?
− Розы и шипы сопровождают настоящего художника всю жизнь, но, несмотря на это, планов у меня много, и, благодаря фонду «Марджаний», который выделяет средства на развитие культуры тюркоязычных народов, удается осуществлять многие интересные проекты. В настоящее время я стараюсь вовлекать в круг моих интересов супругу Гулю Ташбаеву - актрису и балерину, а также моих троих детей: старшую Лейли - киноведа, младшую Асаль - журналистку и сына Али-Эргаша - кинорежиссера. Все они успешны в своих профессиях. Случается, что дети помогают мне осуществлять мои задумки, а иногда и я им помогаю. К примеру, в настоящее время сын с женой решили сделать новую версию фильма о моем отце. Конечно, это будет семейный проект.
Есть у меня сюжеты для документального и для художественного кино, которые подсказывают зрители. К примеру, после встречи с ташкентцами я понял, что некоторые хотят увидеть полнометражный художественный фильм про Галию Измайлову, другие - про Мухтара Ашрафи. Надеюсь, что со временем все получится, потому что самое главное для меня - это следовать заветам моих наставников, которые не придумывали кино, а рассказывали о том, что сами в жизни пережили или видели, что волнует зрителя и, что ему особенно дорого.

(Ната МИХАЙЛОВА http://noviyvek.uz/kultura/shipyi-i-rozyi-ali-hamraeva.html)


Профессиональное отношение:




Реклама на сайте

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Google:
Yahoo:
Msn:
Yandex:
Rambler:
Aport:

Разное

  • актеры архив ассистенты ассистенты кинооператора ассистенты оператора ассистенты по монтажу ассистенты режиссера ассистенты художника вторые операторы вторые режиссеры главные режиссеры гримеры документальное кино дубляж звукооператоры искусствоведы киновед киномеханики кинооператоры кинотеатр кинофестиваль композиторы короткометражное кино корреспонденты критики мультипликация научно-популярное кино операторы операторы-постановщики операторы комбинированных съемок осветители педагоги переводчики писатели помощники режиссера редакторы режиссеры режиссеры-операторы руководители сценаристы театр телевидение художники-постановщики художники комбинированных съемок художники по костюмам