Узбекский Кинематограф СССР

Лютфиханум Сарымсакова

Лютфиханум СарымсаковаЛютфиханум Сарымсакова родилась в 1896 году в селе Риштан Ферганской области. Работала актрисой в Кокандском драматическом театре им. Хамзы, в Андижанском областном театре музыкальной драмы и комедии им. Ю. Ахунбабаева, в Маргиланском театре, в узбекском государственном музыкальном театре, в Узбекской государственной филармонии.
С 1939 года до ухода на пенсию (1973) была актрисой Республиканского музыкального театра им. Мукими, на сцене которого создала галерею интересных образов.
В театре сыграла роли Гульчехры, Зебо («Аршин-Малалан»), Лейли, Ширин, Ясумат («Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин»), Майсары («Проделки Майсары»), Кимье («Нурхан»), Рисолат («Мукими») и другие.
В узбекском кино Лютфиханум Сарымсакова дебютировала в фильме «Азад», исполнив роль прядильщицы (1931). Впоследствии создала образы: мать («Клятва», 1937), Шарафат («Сестры Рахмановы»), сумасшедшая женщина («Сыновья идут дальше», 1959), Мехринисо ("Об этом говорит вся махалля" (1960, режиссер Шухрат Аббасов, второй режиссер Юрий Степчук, композитор Манас Левиев, художник комбинированных съемок: Вениамин Мякотных, гример: Хусан Абдуллаев, в ролях: Ойпошша - Марьям Якубова, табиб - Сагди Табибуллаев и др.), Фатима ("Ты не сирота", 1962-1963, автор сценария Рахмат Файзи, режиссер Шухрат Аббасов, директор картины Исмаил Газиев, композитор Икрам Акбаров, оператор-постановщик Хатам Файзиев, оператор комбинированных съемок Михаил Пономарев, художники-постановщики: Эмонуэль Калантаров, Нариман Рахимбаев и др.) и другие.
Значительной работой Лютфиханум Сарымсаковой была роль Фатимы в фильме Шухрата Аббасова «Ты не сирота» (1963). Она - признанный исполнитель ролей матерей как на сцене, так и на экране. Поэтому ее любовно называют «ая» (мать).
Лютфиханум Сарымсакова избиралась депутатом Верховного Совета Узбекской ССР V созыва. Награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР. Народная артистка СССР (1967).

Служение искусству

Лютфиханум СарымсаковаНародная артистка СССР Лютфиханум Сарымсакова принадлежит к тому поколению мастеров узбекского искусства, начало творческой жизни которых тесно связано с Великой Октябрьской социалистической революцией. Человек незаурядной судьбы, актриса огромного самобытного таланта, Л. Сарымсакова все свое дарование посвятила служению народу, из которого она вышла и с которым она связана самыми тесными узами. С творчеством Сарымсаковой связана такая важнейшая тема, как раскрепощение узбекской женщины, борьба ее за независимость и равноправие в обществе, да и в самой жизни, А эта тема особенно близка всем женщинам Востока.
Л. Сарымсакова была одной из первых профессиональных актрис, начавших сниматься в кино. В 1930-е годы, в пору немого кинематографа, Лютфиханум - актрису Андижанского театра, блестяще сыгравшую в спектакле «Два коммуниста», пригласил сняться в главной роли режиссер С. Ходжаев. Он задумал картину о молодой узбечке, решившейся вопреки запрету мужа снять паранджу, пойти работать на фабрику, стать активисткой женсовета. Для того времени это был по-настоящему смелый поступок, и резонанс от него был бы еще сильнее, если бы роль исполнила актриса-узбечка. Недаром героине фильма автор дал символическое имя Озод - свободная. Для большей достоверности перед съемками актриса решила поработать на Маргиланской шелкомотальной фабрике. Три месяца пробыла она на фабрике, освоили профессию мотальщицы и, самое главное, своим непосредственным примером вдохновляла женщин на активную борьбу за раскрепощение. Фильм, к сожалению, не был завершен, в архиве актрисы сохранилась только одна фотография об этом периоде, запечатлевшая ее за станком, а на втором плане видны лица работниц Маргиланской шелкомотальной фабрики.
Так актриса впервые познакомилась с техникой киносъемок, поняла, что холодный глазок кинокамеры требует от актрисы большой емкости и компактности движений, отточенности жеста, выразительной мимики, заменяющей в немом кино слово. Эти первые уроки бесспорно пригодились актрисе в ее дальнейшей творческой деятельности. А сниматься ей потом будут предлагать много и часто.
Вся творческая биография Л. Сарымсаковой неразрывно связана с биографией республики.
Проведение земельно-водной реформы, распределение земли между дехканами - эта тема была воплощена в первом звуковом фильме «Клятва», где Л. Сарымсакова сыграла одну из ведущих ролей - матери Азима, показала самое начало борьбы женщин за раскрепощение, названной в народе «худжум».
Лютфиханум Сарымсакова. Кадр из фильма 'Об этом говорит вся махалля'Трудовые победы народа в годы первых пятилеток, стахановское движение, формирование совершенно новых производственных и семейных отношений - это тема фильма «Асаль», где Л. Сарымсакова сыграла роль матери Асаль.
Годы Великой Отечественной войны, бесценный вклад каждого советского человека в святое дело победы также оставили неизгладимый след в биографии актрисы. Она создала образ матери в картине Камиля Ярматова «Подарок Родины», выступала вместе с концертными бригадами перед фронтовиками, взяла на воспитание, как и тысячи узбекских семей, двух сирот.
Мирные будни, освоение голодностепской целины, создание крупных хозяйств на новых землях и многие другие крупнейшие события в жизни республики нашли отражение в фильмах, в которых снималась актриса. И в каждом из них она создавала неповторимый, жизненно достоверный образ простой узбекской женщины, матери. Об этом сама актриса скажет так: «Образ матери красной нитью проходит через все мое творчество. Сначала это были бесправные женщины прошлого, измученные жертвы патриархального семейного уклада и религиозного фанатизма. Но понемногу новые черты стали проявляться в сознании и жизни женщин из народа, вместе с паранджой они сбросили свою обреченную покорность, разумнее и настойчивее стал звучать их голос».
Л. Сарымсакова показала себя как непревзойденный мастер портрета, создав целую галерею неповторимых, запоминающихся, самобытных образов узбекских женщин, и в их ряду первое место занимает образ Фатимы из фильма "Ты не сирота". Сюжет фильма был навеян подлинной историей семьи замечательных ташкентских патриотов Бахри и Шаахмеда Шамахмудовых, взявших на воспитание в годы войны четырнадцать детей разных национальностей.
Лютфиханум Сарымсакова. Кадр из фильма 'Встречи и расставания'Фильмы «Встретимся на стадионе» режиссера 3агита Сабитова, «Новоселье» (постановка Амо Бекназарова), "Об этом говорит вся махалля" зрители запомнили и полюбили на многие годы благодаря актерскому исполнению, В них играли такие замечательные узбекские мастера, как М. Якубова, Р. Пирмухамедов, и конечно, Л. Сарымсакова. Одной из последних работ Л. Сарымсаковой в кино была роль матери в картине Э. Ишмухамедова «Встречи и расставания», снятой в 1975 году.
В 1985 году актрисе исполнилось 89 лет. Сейчас она не играет в театре, не снимается в кино. Теперь ее дело продолжают актрисы других поколений. Но образы, созданные Л. Сарымсаковой на экране, навсегда вошли в историю узбекской культуры, историю народа, а значит, в жизнь каждого из нас.


(В. Кошелева. Ежемесячник "Кино" (УзССР), №4, 1985)


Профессиональное отношение:




Реклама на сайте

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Google:18.03
Yahoo:
Msn:
Yandex:
Rambler:
Aport:

Разное

  • актеры архив ассистенты ассистенты кинооператора ассистенты оператора ассистенты по монтажу ассистенты режиссера ассистенты художника вторые операторы вторые режиссеры главные режиссеры гримеры документальное кино дубляж звукооператоры искусствоведы киновед киномеханики кинооператоры кинотеатр кинофестиваль композиторы короткометражное кино корреспонденты критики мультипликация научно-популярное кино операторы операторы-постановщики операторы комбинированных съемок осветители педагоги переводчики писатели помощники режиссера редакторы режиссеры режиссеры-операторы руководители сценаристы театр телевидение художники-постановщики художники комбинированных съемок художники по костюмам